Вознесение Господне: история и смысл праздника, проповеди, молитвы, иконы (+видео)

Вознесение Господне — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, отмечается на 40-й день после Пасхи и всегда приходится на четверг. Название этого праздника отражает суть переживаемого события – вознесение с плотью на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

История и смысл праздника

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.

Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесеньем Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукой. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в 1-й главе книги Деяний Св. Апостолов (1:2-5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, “И, подняв руки Свои, благословил их”, произнося, очевидно, известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр. говорит кн. Левит 9:22.

6.Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

“И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо”. “Какой чудный образ действия”, — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: “Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его”.

Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и “возвратились в Иерусалим с радостью великою”. Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате, несомненно, 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божья. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они “пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога” за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на Небо, “воссел одесную Бога”. Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян. 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству воспринял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного так с самим сидящим.

Заключает св. Марк своё Евангелие свидетельством о том, что произошло уже после сошествия Св. Духа: о том, что Апостолы”выйдя” из Иерусалима, конечно,”проповедали всюду“, по всему миру, “при Господнем содействии”, при помощи Божьей, “и подкреплении слова последующими знамениями”, — т.е. доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских.

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды.

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, “никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный” и обещает верующим в Него и любящим Его: “Аз есмь с вами, и никтоже на вы”.

Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов.

Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция,Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция,Италия

Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире.

В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы. Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

!!! Духовное содержание празднуемого события:

— в этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца;
— событие Праздника служит радостным подтверждением совершившегося Искупления человека; примирения человека и Бога;
— вознесшись на Небо, Господь показал всему миру, что ожидает Его верных последователей: Царство Небесное, Царство Славы.

Искаженные представления о содержании Праздника:

— Вознесшись плотью на Небо, Господь оставил Церковь, как Человек.

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Молитвы

Тропарь, глас 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак, глас 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами, и никто – против вас!»

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Молитва на Вознесение Господне:

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

С текстами богослужения праздника Вознесения можно ознакомиться по ссылке.

Видео

 Проповедь

Протоиерей Александр Мень. Вознесение Господне.

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Хри­стос Спа­си­тель во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни лю­бил уда­лять­ся в го­ры, где небо ка­за­лось бли­же и бы­ли вид­ны ши­ро­кие про­сто­ры зем­ли. В пу­стыне, ко­гда Он был ис­ку­ша­ем дья­во­лом, но от­верг все его со­блаз­ны, Он сто­ял на та­кой вы­со­кой го­ре, что, ка­за­лось, от­ту­да вид­ны все цар­ства ми­ра. А на дру­гой го­ре Он мо­лил­ся, и ли­цо Его про­си­я­ло, и одеж­да ста­ла бе­лой и свер­ка­ю­щей – это бы­ло Его Пре­об­ра­же­ние. У Еле­он­ской го­ры Он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся но­че­вать со Сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Го­ра на­хо­ди­лась неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. И там, на по­ро­ге Сво­их стра­да­ний, Гос­подь го­во­рил сво­им уче­ни­кам о том, что бу­дет с ми­ром, с людь­ми, что бу­дет с Иеру­са­ли­мом.
И вот по­сле то­го, как Он явил­ся уче­ни­кам, Он под­нял­ся с ни­ми имен­но на эту лю­би­мую Еле­он­скую го­ру. Мы не зна­ем, бы­ло ли то утро или ве­чер, но от­ту­да, с вер­ши­ны, от­кры­ва­лись пе­ред ни­ми хол­мы, до­ли­ны, и го­род, ле­жав­ший у их ног, – Иеру­са­лим, в ко­то­ром жи­ли пра­вед­ни­ки и греш­ни­ки, про­ро­ки и убий­цы, ца­ри и свя­щен­ни­ки. Гос­подь сто­ял на том са­мом, мо­жет быть, ме­сте, где Он пред­ска­зы­вал бу­ду­щее ми­ра. И от­сю­да, по­сы­лая сво­их уче­ни­ков, Он го­во­рил: «Как Отец по­слал Ме­ня в этот мир, так те­перь Я по­сы­лаю вас». А они сто­я­ли роб­кие, ра­дост­ные, не уве­рен­ные, не знав­шие, что даль­ше бу­дет. И один из них спро­сил: «Мо­жет быть, Ты, Гос­по­ди, те­перь Цар­ство воз­двиг­нешь для Иеру­са­ли­ма?» Не зна­ли они, ку­да Он их по­сы­ла­ет и за­чем. Но по­том они про­све­ти­лись Ду­хом Бо­жи­им, и Дух Бо­жий ука­зал им и путь, и дал им си­лу Сло­ва.
А меж­ду тем Гос­подь под­нял ру­ку и бла­го­сло­вил их, бла­го­сло­вил и всех, ко­го они по­том про­све­тят, и всех их по­том­ков, и все сот­ни, ты­ся­чи и мил­ли­о­ны лю­дей: «Да­на Мне вся­кая власть, – ска­зал Он, – на небе и на зем­ле». Рань­ше Он был под­чи­нён на­шим че­ло­ве­че­ским за­ко­нам, нуж­дал­ся в пи­ще и во­де, в сне и от­ды­хе, а те­перь Он всё по­бе­дил, по­бе­дил да­же смерть. По­сле Вос­кре­се­ния Он ска­зал: «Да­на Мне вся­кая власть на небе и на зем­ле». Всё те­перь при­те­ка­ет к Нему, весь мир по­сте­пен­но бу­дет под­чи­нять­ся Гос­по­ду Вос­крес­ше­му, – не в один час, не в один день, не в од­но сто­ле­тие, но – в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни – всё под­чи­нит­ся Гос­по­ду Иису­су.
Ко­гда Он бла­го­слов­лял их, то об­ла­ко от­де­ли­ло Его от них. Это об­ла­ко и те­перь ещё не ис­чез­ло: мы не ви­дим Хри­ста сво­и­ми те­лес­ны­ми гла­за­ми, но Он оста­ёт­ся здесь на зем­ле. Он на зем­ле – Он и на небе, Он Бог – Он и че­ло­век. Он в веч­но­сти – Он и с на­ми в на­шей ко­рот­кой жиз­ни; мы мо­жем при­кос­нуть­ся к Нему, мо­жем услы­шать Его го­лос, по­то­му что Гос­подь с на­ми.
Вот по­че­му Цер­ковь по­ёт сло­ва тро­па­ря: «Воз­несл­ся еси (Ты воз­нёс­ся) во сла­ве, Хри­сте Бо­же наш, ра­дость со­тво­ри­вый уче­ни­ком (уче­ни­кам)…». Ка­за­лось бы, ка­кая же ра­дость, ко­гда они с Ним рас­ста­ют­ся, ко­гда боль­ше Он не бу­дет яв­лять­ся им в зри­мом об­ра­зе? Од­на­ко эта ра­дость бы­ла, по­то­му что Он остал­ся с ни­ми во­ве­ки, остал­ся с на­ми, с каж­дым, кто Его лю­бит, по­то­му что Он – Спа­си­тель, при­шед­ший в мир спа­сти греш­ных, «от них же пер­вый есмь аз». Ра­дость пре­бы­ва­ния с Гос­по­дом все­гда – вот что зна­чит Воз­не­се­ние. Он те­перь не в Иеру­са­ли­ме, не в Виф­ле­е­ме, не в На­за­ре­те, не на го­ре или в до­лине, у мо­ря или в го­ро­де, а – всю­ду. Он вос­сел одес­ную (по пра­вую сто­ро­ну) От­ца, Он пре­бы­ва­ет там, где Бог пре­бы­ва­ет – по­всю­ду. По­это­му в лю­бом ме­сте зем­ли, в лю­бое вре­мя дня и но­чи, мы все­гда мо­жем при­звать Его, и Он бу­дет ря­дом с на­ми. Он – наш Гос­подь, и Он бу­дет слы­шать нас все­гда, по­то­му что Он с на­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка. Аминь.

Статьи, проповеди, молитвы