Покаяние (исповедь)

«Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.»

архиепископ Иоанн Шаховской

«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.»

— диакон Андрей Кураев

Покая́ние (μετάνοια — греч.: перемена сознания, переосмысление, прозрение) —
1) глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
2) Таинство Церкви, в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, грешник по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.

Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.

Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.

Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповедь), требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.

Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует священник.

Зачем нужна исповедь?

В Таинстве крещения христианин получает прощение всех своих грехов, но в последующей жизни, под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей, борьба с грехом не обходится без поражений, падений, отступлений. Потому-то и нуждается каждый человек в исповедании своих грехов. Но что должно особенно побуждать нас к
покаянию? Какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить к этому святому Таинству? Это те духовные муки, боль, страдание, которые вызывает в душе всякий грех. Как больной зуб своей заунывной болью лишает человека возможности мирно совершать свои дела, мучает, отнимает сон и покой, так и греховная «заноза» в душе омрачает всю жизнь человека, лишает его духовной радости, мира, благодатного покоя совести. Часто бывает так, что сделанный грех даже не вспоминается, едва ли осознается как грех, а душа чутко помнит, ощущает в себе его яд, томится, страдает, мучается, и весь человек наполняется тоской, тревогой, печалью. Накопившиеся грехи, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать необычный страх, ему начинает казаться, что с ним вот-вот должно произойти что-то дурное. Человек впадает в депрессию, раздражается, часто ощущает беспокойство, не имеет внутренней твердости, не способен владеть собой и т.п. Отсюда уныние, пьянство, собственные болезни и болезни детей, неудачи, скорби. Через все это Господь призывает человека к покаянию.

Кому и как нужно исповедоваться?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к Своим ученикам:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18). И ещё: «…примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой. И по сей день каждый христианин может получить прощение и полное отпущение грехов через православного священника, который имеет от Бога необходимую для этого власть.
Для того, чтобы это Таинство свершилось, со стороны кающегося необходимы: искреннее раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его; вера в то, что Таинство покаяния имеет силу смыть чистосердечно исповеданные грехи. Кающемуся следует постараться примириться со всеми, кого он обидел, и от всего сердца простить тех, кто обидел его.
Необходимо также, чтобы исповедь принимал православный иерей — служитель истинной Христовой Церкви, которая только одна хранит полноту благодати, дарованную нам Богом.

Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?

Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное — озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.

В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, соединение с Ним и обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.

По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.

Механическое покаяние свидетельствует о понимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.

По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.

Чем покаяние отличается от раскаяния?

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

В чем нужно исповедоваться?

Современный человек, далеко отстоящий от Церкви и Бога, очень часто не способен правильно решить, что является грехом, а что нет. В таких случаях можно обратиться к книгам, которые помогут нам правильно выстроить свою исповедь. Из наиболее известных трудов можно обратиться к книгам святителя Игнатия Брянчанинова и архимандрита Иоанна Крестьянкина.