Крещение

Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение это не кинетика, а потенция.

Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.

— протопресвитер Николай Афанасьев

Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

— митрополит Иларион (Алфеев)

Еще: Вопросы о таинстве Крещения

Происхождение таинства Крещения

Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом,сказавшим ученикам Своим:
“Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28,19-20).
Ранее, в ночной беседе с Никодимом, Господь показал великую важность и необходимость таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения:
“Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Ин.3,5-7).
Водное крещение существовало и в ветхозаветные времена в качестве особого установления, символизировавшего не только физическое, но и нравственное очищение. Спаситель освятил это крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах иорданских. Начало же христианскому
таинству Крещения было положено Господом Иисусом Христом перед Его вознесением на небо, когда он сказал апостолам: “Итак, идите, научите все народы, крестя их…”
Крещению всегда предшествовало ознакомление с верой. Христианин, по вере принимавший Крещение, сознавал не только умом, но и всем своим существом, что в этом таинстве он обретает новое, доселе неведомое ему понимание жизни, вступает в абсолютно другое отношение с миром.

Замысел Божий о человеке

Чтобы понять и осознать дар, получаемый человеком в таинстве Святого Крещения, необходимо перенестись к истокам мироздания. Всесовершенный Бог воззвал к существованию из небытия вселенную и человека по преизбытку любви, которую имел в Самом Себе. Единый в трех Лицах Бог Отец, Сын и Святый Дух пожелал, чтобы и другие разумные существа причастились вечному блаженству Богообщения, обрели в служении Богу, любви к Нему и друг другу полноту жизни.
Человек был сотворен особенным образом: в отличие от животного мира он несет в себе образ и подобие Божие. Это значит, что в своих свойствах, чертах, способностях он чем-то напоминает собственного Творца. Первые люди были чужды всякому злу и греху, всякой страсти, всякой ущербности; были наделены от Создателя бесценными дарами святости, мудрости, способностью видеть сущность творений и повелевать ими, возможностью обрести бессмертие. Одной из самых ярких черт Богообразности в человеке стала свобода его воли. Поскольку он был создан для любви, то это предполагает свободу, т.к. невозможно любить автоматически, неосознанно или по принуждению. Бог творит человека свободным, представляя ему реальную возможность или откликнуться на зов Своей любви, раскрыться навстречу Ему, обрести тем самым истинную жизнь и блаженство, или же отвергнуть высшую любовь, замкнуться в собственном эгоизме, уйти во мрак, в смерть, в ад.

Грехопадение

Первозданные люди Адам и Ева устраивали свою жизнь согласно Божественному замыслу, во вселенной царили мир и гармония. Но, к сожалению, они не смогли до конца правильно распорядиться своей свободой. Произошла катастрофа вселенского масштаба. Адам и Ева, искушаемые злой волей падшего ангела — дьявола, преступили заповедь Божию, разлучили свою свободную волю с волей Божией благой, свершенной и спасительной. Так в человека и в мир вошел грех, а через грех — смерть.
Вопреки обывательскому представлению, грех — это явление не столько юридическое (как нарушение какого-то предписания, за которое определяют то или иное наказание), сколько органическое. Выражаясь современным языком, грех — это своего рода духовная, вредоносная мутация, болезнь, растление, поразившее душу и тело человека. Отпадая через грех от Бога — Источника жизни и блаженства, человек оказывается объятым страданиями и смертью — естественными последствиями греха. Двойная смерть поразила человека — душевная и телесная. Телесная — разрушение тела в прах земной, когда его, изможденное старостью и болезнями, покидает душа. Душевная смерть — состояние вечного мучения души, оторванной от Бога. Все человечество, как потомство Адама и Евы, унаследовало от своих прародителей через естественное рождение это состояние греховного растления. Так например, от облученных родителей рождаются дети, страдающие лучевой болезнью, хотя сами они и не были в радиоактивной зоне.
С падением человека нарушилась гармония всей вселенной: в нее тоже вошли смерть и тление. Прервалась сокровенная связь мира с Богом. Через грех дьявол стал господствовать над человеком и тем миром (социальным, культурным, политическим), который человек создал. Потекли тысячелетия скитания человечества вдали от Отеческого дома, проходившие то в богоборческих бунтах, то в безуспешных попытках своими силами вернуть потерянное блаженство рая. Но исцелить сам себя человек уже не мог. Это совершил Сам Творец!

Спасение человечества

Долгими тысячелетиями Бог постепенно готовил род человеческий к принятию спасения. Непостижимая любовь Божия со скорбью взирала на страдающий от дьявола род человеческий, не могла допустить, чтобы человек был обречен на вечные мучения в бездне ада. И вот, чтобы спасти людей, Бог перешагнул за порог Своей недосягаемости и блаженства и, придя в мир, Сам стал человеком.
Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий — воплощается в Палестине в царствование императора Августа от Девы Марии и становится во всем подобным нам, кроме греховного растления, т.к. рождается сверхъестественным образом — без участия мужа. Богочеловек Господь Иисус Христос, будучи безгрешным, добровольно, для нашего спасения, вобрал в Себя полноту последствий греха — страданий и смерти, смерти же самой страшной — на кресте.
После смерти Он, облеченный Божественной силой и славой, сошел во ад и поразил смерть и власть дьявола в самом их средоточии, выведя из ада томившиеся души в Царство Божественного света. А в третий день Христос силою Своего Божества воскрес из мертвых, окончательно поправ смерть, сделавшись “первенцем из умерших”, исцелив в Самом Себе греховное повреждение человеческой природы, открыв для всякого человека путь к воскресению из мертвых.
В течение сорока дней после Воскресения Христос является Своим ученикам — Апостолам, подготавливая их к будущей всемирной проповеди Евангелия; в сороковой день Он вознесся со Своим телом и душой на небо, прославив в Себе человеческую природу превыше Ангелов, введя ее в Самое недро Божества; в пятидесятый день — излил в Иерусалиме на Апостолов благодать Святого Духа. Эта сила переродила учеников Христовых, дав им возможность не просто возвещать людям о том, что Бог пришел в мир, умер и воскрес, но реально привить им состояние освящения, обновления, воскресения, усыновления Богу, которое Христос совершил в Самом Себе. В этот день родилась на земле Церковь, таинственный Богочеловеческий организм, в который Господь вложил все Божественные силы, необходимые для исцеления от греха и смерти.

Смысл Крещения

Крещение — это первое таинство Церкви, дверь, вводящая в Ее лоно. В водах крещенской купели человек сбрасывает с себя иго первородного, греховного повреждения и всех своих личных грехов, совершенных в прошедшей жизни; обретает непорочность, освящение, усыновление Богу; избавляется от полновластия дьявола; получает силы для борьбы с грехом, творения чистого добра, достойного Бога. Эти дары даются только по любви Божией к нам, мы ничем не можем заслуживать их. Чтобы принять их, от человека требуется покаяние — осознание, оплакивание своих грехов и твердое намерение после Крещения эти грехи оставить, а также вера в Господа Иисуса Христа.

Проблема Крещения младенцев

Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека   без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.

Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что,   младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.

Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.

Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.

Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев. Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.

Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.

Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор. И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн – будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери. Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе – христианка.

Ответственность крещаемых и крестных

Дары, полученные свыше, не сохраняются в нас автоматически — их нужно беречь и хранить. После принятия Святого Крещения они сохраняются и преумножаются, если же жизнь новокрещенного ничуть не переменилась, если он продолжает произвольно грешить как прежде, то его ждет состояние еще более худшее, чем то, которое он имел до Крещения. Если же Святое Крещение принимает младенец, то великая ответственность ложится на крестных родителей: они становятся поручителями пред Богом за веру своего крестника, они за него отрекаются от дьявола и произносят обеты соединения со Христом. Когда младенец возрастет и войдет в разум, на совести крестных родителей — научить ребенка азам Закона Божия, привить любовь к молитве, к храму Божию, воспитать
понимание, что христианство — это не просто учение, а образ жизни.
Человек, ставший христианином и крестившийся, живет уже не для себя, а для Того, Кто распялся и воскрес ради него, творя добро и ожидая милости от Бога.
Настанет последний день человеческой истории, когда Христос вторично придет во вселенную. Придет как Судия, в Божественной славе, с множеством ангельских сил, чтобы произвести суд над каждым человеком. И воскреснут все — от Адама до последних поколений, и во свете Божественной правды и всеведения обнажится каждое дело, слово, помысел, сердечное движение всякого  человека перед всем миром. Каждый будет вопрошен о том, как он ответил на призыв любви Божией к себе, во что оценил кровь и крест Сына Божия. И кто изуродовал себя грехом, кто за земную жизнь в своих делах отлучил себя от благодати Божией, тот будет опален пламенем Божественной любви, как опаляется сено огнем, будучи не в состоянии безвредно с ним соединиться, тот будет вечно терзаться, мучимый своими страстями, своей пустотой и безысходностью. Те же, кто сохранил неоскверненной одежду Святого Крещения, добрыми делами и покаянием, кто уподобил себя Богу, те войдут в огонь Божественной любви как в невечерний свет и вечное блаженство.
Итак, человек, желая приступить к купели Святого Крещения, испытай себя, чтобы не в осуждение тебе принять дар небесный и бесценный. Аминь