«Мы поклоняемся Кресту и Христу, потому что без Голгофы нет Воскресения»…

31 марта, в воскресенье Крестопоклонной недели Великого поста, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Рождества Христова. Ему сослужили клирики собора. Накануне вечером на Всенощном бдении в том же храме глава епархии совершил чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня.

Этот чин совершается в субботу третьей седмицы Великого поста во всех православных храмах: во время Всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через Крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится  в пятницу четвертой седмицы Великого поста.

По окончании литургии Его Преосвященство обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом:

«Честные Отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с Воскресением Христовым! Третье воскресенье святой Четыредесятницы посвящено Честному и Животворящему Кресту Христову. Вчера на утренни мы вынесли этот святой Крест как напоминание о крестных страданиях Спасителя ради нашего спасения в центр храма. Мы поклонялись Кресту и пели песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Мы поклоняемся Кресту и Христу, и только потом славим Воскресение, потому что без Голгофы нет Воскресения. Также и в душе каждого из нас наше воскресение и возрождение к жизни вечной должно стяжаться через внутреннее борение с греховными страстями, через внешние действия, которые должны сообразовываться с Евангелием, через милосердие и стремление к тому, чтобы думать и поступать не в свою пользу, не для себя, а служить ближним. Жизнь вечная она всем светит, но вот какая она будет – это большой вопрос.

Этот путь очень непростой, потому что греховное естество всегда диктует свои права на нас. Наш душевно-плотской состав диктует слабому и немощному духу свое. Пост это как раз то время, когда мы можем ослабить власть тела и душевно-плотского нашего состава над духом и постараться дать духу приложить к Кресту Христову наши немощи, чтобы Господь своей силой восполнил то, чего нам не хватает, чтобы мы смогли наконец-то наступить на главы наших страстей и победить их.

История этого праздника своими корнями уходит в раннее средневековье. В седьмом веке персидский царь Хозрой завоевал Иерусалим, пленил патриарха Захарию и захватил Честной и Животворящий Крест. Только после победы над ним Крест вернулся в святой град Иерусалим вместе с освобожденным от плена патриархом. Это произошло в 629 году. После этого праздник возвращение древа Животворящего Креста Господня, который был обретен царицей Еленой, стал одним из самых главных праздников в Иерусалиме. Тогда ещё не было такой установившейся традиции поста, которую мы видим сейчас, но она уже начинала формироваться. Постепенно этот местный иерусалимский праздник стал праздноваться и в других Церквях, но уже не как возвращение Животворящего Креста Господня в Иерусалим, а именно как поклонение древу Креста Христова, которое совершается в Великий пост. Это средостение (середина) поста. Те, кто действительно подвизается с усердием, а у нас у русских людей усердие оно такое – мы или расслабленные ходим, или начинаем поститься так, что нас уже ветром шатает, чувствует свою физическую и духовную немощь, и начинает унывать. Человек вроде как пытается улыбаться, помня слова Спасителя: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18). Но строгий пост отражается на нашем поведении. Мы становимся более сосредоточенными, неразговорчивыми. В нашей душе рождается чувство немощи. Это очень хорошее чувство, но оно не должно приводить нас в уныние и печаль, что мы такие неисправленные. Казалось бы, пост идёт, а мы видим в себе всё больше и больше грехов, ощущаем себя всё хуже и хуже, не можем удержаться на язык, ещё больше осуждаем, ещё больше раздражаемся или в чревоугодие впадаем. Но на самом деле мы стали строже за собой следить, и то что раньше не замечали, сейчас замечаем. Идет духовная работа над собой и человек видит в себе всё больше и больше греховного, он больше видит свои немощи. Но не нужно унывать, а нужно помнить, как наши русские люди говорили: «Христос терпел и нам велел». Господь терпел, ведь он родился ради нас, стал человеком ради нас, и распятие претерпел тоже ради нас. Он наши грехи пригвоздил ко Кресту, значит он нам и помощь обязательно даст, которая укрепит наши расслабленные колени, чтобы мы шли за ним в оставшуюся половину поста. И вот увидите, что вторая половина поста пройдёт быстрее. У кого-то бывает такое состояние, что из поста даже выходить не хочется. Уже Пасха, но так человек привыкает и чувствует духовную пользу для себя, что уже думает: «Как хорошо, что есть посты у нас в православной Церкви, как хорошо, что есть Великий пост».

Бывает так, например, плохо дается математика человеку, и вот он бьётся-бьётся, учителя бьются, родители бьются, но никак у него не получается, но вдруг напрягается ребёнок, и происходит какое-то осенение, и он начинает все понимать, как всё это решается. И у него такая радость появляется – всё, наконец-то, а он уже унывал, плакал, много раз линейкой по лбу получал. Всё было. И вот тоже самое бывает с нами, когда мы трудимся, стараемся, напрягаемся, и кажется всё уже, сил нет никаких, и мы получаем в этот момент от Бога помощь. Как Паисий Святогорец  говорил: «Сделай что можешь и ещё немного, и тогда придет благодать». Вот это «ещё немного» очень необходимо для каждого из нас.

Мы сегодня стоим в предзрении Страстной седмицы, когда мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя, Его крестные страдания и Его слова, которые неизменно, каждый год читаются в эту седмицу: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Что значит «отергнуться себя»? Это значит отвергнуться от своих греховных желаний, страстей и саможаления. Мы себя очень жалеем, поэтому не продвигаемся вперёд. Нам необходимо взять крест свой, держать его, не отпускать и не пытаться его облегчить. Господь свой крест нес на себе, падал, вставал, колени себе разбил. Так и мы должны нести свой крест. Его крест был самый тяжелый. Наши кресты гораздо меньше и не нужно себе воображать, что наш крест самый тяжелый и его невозможно нести. Возможно. Бог не даёт креста больше наших сил. На эту тему существует много притчей.

И еще – нельзя отвергаться Христа «в роде сем прелюбодейном и грешном» (Мк. 8:38). А мы действительно живём в роде прелюбодейном и грешном. Да и сами мы и прелюбодеи, и грешники. Но нельзя отвергаться Спасителя. Вот в том и отличается верующий человек от неверующего, что он хоть и грешный человек, но Божий, потому что не отвергается от Христа. Но мы сможем не отвернуться Христа перед лицом самых страшных испытаний? Если мы будем работать над собой, если действительно станем призывать Христа на помощь, если будем предзреть Его перед собой и обращаться к Нему, если у нас сохранится общение с Ним, если человек находится в состоянии Богообщения, пусть фрагментарно, пусть это не постоянное состояние, но если человек будет к этому стремиться, Господь его никогда не оставит. Вот в эту седмицу, вспоминая эти великие и страшные события, существенно значимые для каждого из нас, будем просить у Господа силы, чтобы нам оставшееся поприще поста Господь дал возможность для своей души совершить то максимальное, на что мы только способны и что от нас возможно. Богу нашему слава всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Источник: Выксунская епархия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *